Распределительный вал заменяют в следующих случаях:
– упало давление в системе смазки двигателя. Причиной этой неисправности часто бывает повышенный износ шеек распределительного вала и гнезд подшипников распределительного вала в головке блока цилиндров.
При износе гнезд заменяют головку блока в сборе, так как гнезда выполнены непосредственно в её корпусе;
– стук клапанов, не устраняемый регулировкой зазоров в механизме привода клапанов.
Может возникать из-за повышенного износа кулачков распределительного вала вследствие применения низкокачественного моторного масла или повреждения масляного фильтра.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Работа по замене распределительного вала показана на примере двигателя 1ZR-FE. Замену валов на двигателях 1NR-FE и 4ZZ-FE проводите аналогично.
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 16», торцовые головки «на 10», «на 16», «на 18», ключи TORX T8, TORX T14, бронзовая выколотка, опора под двигатель.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите брызговики двигателя (см. Снятие и установка брызговиков двигателя).
3. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Проверка, регулировка и замена ремня привода вспомогательных агрегатов).
4. Снимите двигатель (см. Снятие и установка двигателя).
5. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. Замена прокладки крышки головки блока цилиндров).
6. Снимите цепь привода газораспределительного механизма (см. Снятие и установка цепи привода газораспределительного механизма).
7. Ослабьте в указанном порядке затяжку двадцати пяти болтов крышек подшипников распределительных валов и выверните болты.
8. Снимите крышки подшипников распределительных валов.
9. Снимите распределительные валы впускных
10. и выпускных клапанов.
11. Осмотрите распределительный вал.
Поверхности опорных шеек и кулачков должны быть хорошо отполированы и без повреждений. На рабочих поверхностях шеек не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от гнезд подшипников в головке блока. Если на рабочих поверхностях кулачков обнаружены следы заеданий, перегрева, глубокие риски или износ в виде огранки, а также равномерный износ свыше 0,5 мм, замените вал.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
Шлифовка кулачков распределительного вала для устранения ступенчатого износа запрещена, так как при изменении размеров профиля кулачков будут нарушены фазы газораспределения.
12. В мастерских, оборудованных специальными инструментами и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распределительных валов. При биении более 0,02 мм замените вал, так как его правка не допускается.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
При установке нового распределительного вала рекомендуем заменить коромысла клапанов новыми. Перед первым пуском двигателя и для улучшения условий приработки рекомендуем добавить в моторное масло противозадирную антифрикционную присадку.
13. Установите распределительные валы в головку блока и все снятые детали в порядке, обратном снятию.